Автор Тема: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4  (Прочитано 11705 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1447
Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« : Декабря 20, 2010, 06:28:21 am »
Представляю очередной вездеход на шинах низкого давления  :cool:



Технические характеристики:

Д*Ш*В - 3400*1900*2150 мм
Дорожный просвет - 480 мм
Снаряжённая масса - 680 кг
Максимальная скорость - 25 км/ч
Двигатель - СЗД (ИЖ-Планета), 350 куб.см., 18 л.с. Переделан на водяное охлаждение.
Мосты - Москвич-412
Шины - двухслойные 1150*370-20" (Арктиктранс)
Диски - закрытые, герметичные, производства DIV (Казань).
Узел поворота - кулак Уаз.
Рулевое управление - рулевая рейка Москвич 2141
Тормоза - гидравлические трансмиссионные (Ваз-2101)

Устройство вездехода, в общем-то, стандартное.
Пространственная рама сварена из профильной трубы 40*20*1,5.
К ней приварены две плиты, толщиной 8 мм, для крепления поворотного узла. Этот узел состоит из кулака Уаз, внутри которого, в подшипниках №№ 105 (1), 205 (2) и 206 (2), вращается ШРУС от М-2141.
На раме установлен переделанный двигатель от мотоколяски.
Левая крышка двигателя (с вентилятором охлаждения) заменена на стандартную от ИЖ-Планета.
Правая крышка без особых изменений, за исключением пары отверстий под датчик Холла (об этом расскажу ниже).
Для переделки двигателя на водяное охлаждение родной цилиндр заменён на цилиндр от пускового двигателя ПД-10. Переделок это не требует, только нужно напильником немного подточить юбку цилиндра, чтобы об неё не задевал шатун.
Охлаждающую жидкость качает водяной насос от печки Газели. Включается он от датчика, расположенного на выходном патрубке охлаждения цилиндра.
Радиатор от Ваз-2108. Штатный вентилятор охлаждения заменён на вентилятор от печки Ваз-Классика, ибо его хватает за глаза. Он включается от датчика, вкрученного в радиатор.
Штатная система зажигания удалена из системы и вместо неё использована автомобильная бесконтактная.
Как было сказано выше, к правой крышке двигателя прикручен датчик Холла. На валу двигателя закреплён модулятор, который представляет собой выточенную шайбу толщиной 1 мм и отпиленным от неё сектором в 240 градусов. Остаётся сектор в 120 градусов. Он и управляет моментом возникновения искры.
С датчика Холла сигнал идёт на коммутатор от Ваз-2108 и далее на катушку зажигания от этой же машины.
Питается бортовая сеть от генератора М-2141 (40А), который установлен взамен штатного генератора СЗД (20А). Такой генератор полностью обеспечивает всех потребителей уже на минимальных оборотах двигателя.
Приборы контроля включают в себя амперметр и указатель температуры охлаждающей жидкости.
Трансмиссия вездехода следующая. От двигателя крутящий момент передаётся звёздочкой Z=19 на звёздочку Z=21 реверс-редуктора (от всё той же мотоколяски). С реверса момент передаётся через карданную передачу (от рулевого МТЗ-1221) на цепной редуктор. Ведущая звёздочка Z=16, ведомая Z=36, шаг 19 мм.
Далее момент распределяется по мостам. На передний мост идет короткий кардан УАЗ (он неплохо подходит по отверстиям к фланцу москвичёвского моста). На задний мост момент идёт через поворотный кулак при помощи укороченного карданного вала от М-412.
Главные передачи мостов Z=9 для ведущей шестерни и Z=38 для ведомой шестерни.
Карданный вал переднего моста, тормозной диск и ведомая звёздочка Z=36 имеют четыре общих отверстия и крепятся "пакетом" к фланцу вала поворотного кулака на 4-х болтах М12.
Над верхней частью тормозного диска закреплён тормозной суппорт Ваз-2101, который приводится в действие от главного тормозного цилиндра, в роли которого выступает главный цилиндр сцепления Классики.
Обшит вездеход оцинковкой 0,5 мм с полимерным покрытием.

Мной были продолжены эксперименты с модульными конструкциями, начатые в предыдущих вездеходах. Как следствие, в этом вездеходе разбирается и снимается практически всё: кузов, верх и низ кабины, рулевая колонка с педальным узлом и т.д.

На последок несколько фотографий:







И пара небольших видеороликов:





Оффлайн Valeriy

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 650
  • Откуда: Нижневартовск
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #1 : Декабря 21, 2010, 06:20:54 am »
Asterix, здравствуй! У тебя емейл есть, Я не смог найти, можешь попробовать на мой залезть, хотел пообсуждать не принародно проблеммы переломок на твоем примере, мой еще в зародыше. Работа супер!!!

Оффлайн Valeriy

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 650
  • Откуда: Нижневартовск
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #2 : Декабря 21, 2010, 07:16:43 am »
А может нам тоже создать тему "Философия вездеходостроения" как у "Луноходов нет", только у них она умирает, не выводов, не рекомендаций. Может рассматривать проблеммы на личных примерах стоит с согласия автора.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1447
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #3 : Декабря 21, 2010, 12:18:01 pm »
Asterix, здравствуй! У тебя емейл есть, Я не смог найти, можешь попробовать на мой залезть, хотел пообсуждать не принародно проблеммы переломок на твоем примере, мой еще в зародыше. Работа супер!!!
ayrus@list.ru Можно было в личку написать, тоже "непринародное" обсуждение :)

Однако, если ваши вопросы не содержат гос-, ком- или личной тайны, то желательно их публично обсуждать.
На примере "Зелика" - тут. В общих чертах - лучше создать отдельную тему. Не знаете где, тогда в курилке создавайте, админ или модераторы потом перенесут куда надо.


Оффлайн хантас

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1451
  • Откуда: арх.обл.п авнюга
  • Техника: ваз-21114,газель, буран
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #4 : Декабря 21, 2010, 20:01:43 pm »
Asterix вездеход просто клас!!!! хорошо получился,и у меня есть вопрос как оцинковка по весу ? легче фанеры?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1447
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #5 : Декабря 21, 2010, 21:08:39 pm »
Asterix вездеход просто клас!!!! хорошо получился,и у меня есть вопрос как оцинковка по весу ? легче фанеры?
По весу, пожалуй, сравнимо с трёхслойной фанерой. Хотя не взвешивал ни то, ни другое.
Если весят примерно одинаково, то у оцинковки с полимером два достоинства: не надо красить и симпатичный вид у готового изделия. А, нет, ещё третье есть - легко резать и подгонять.
Но по жёскости она вообще никакая и жутко бренчит. Приходится делать дополнительные планки в кабине и кузове, чтобы уменьшить площадь ячеек и соответственно уровень шума. Особенно не рекомендую ставить её на крышу. Будете сидеть как в барабане. Либо делать каркас крыши со сторонами ячейки не больше 200*200 мм, либо сразу обклеивать её автомобильным виброизолирующим материалом. Лучше и то, и другое, тогда будет тихо.
Пожалуй неплохие результаты может дать сендвич из тонкой фанеры и сверху оцинковка с полимером. Либо что-то другое в качестве подложки.

Оффлайн Леха

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1510
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #6 : Декабря 21, 2010, 21:27:19 pm »
Но по жёскости она вообще никакая и жутко бренчит. Приходится делать дополнительные планки в кабине и кузове, чтобы уменьшить площадь ячеек и соответственно уровень шума. Особенно не рекомендую ставить её на крышу. Будете сидеть как в барабане. Либо делать каркас крыши со сторонами ячейки не больше 200*200 мм, либо сразу обклеивать её автомобильным виброизолирующим материалом. Лучше и то, и другое, тогда будет тихо.
болше бренчит из за двигателя СЗД, если поставить, например, от оки, то вибрации значительно уменьшатся. А от СЗД двигателя, со временем, начинают отваливаться заклепки )))

Оффлайн DIV

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1961
  • тел. 8-917-232-26-63 ; скайп eddixis
  • Откуда: Казань
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #7 : Декабря 22, 2010, 00:36:28 am »
Зелик вышел на славу. Думаю , заказчик будет доволен. А мне надо всерьёз подумать о покраске дисков.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1447
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #8 : Декабря 22, 2010, 02:14:58 am »
болше бренчит из за двигателя СЗД, если поставить, например, от оки, то вибрации значительно уменьшатся. А от СЗД двигателя, со временем, начинают отваливаться заклепки )))
Да, СЗД тот ещё вибростанок :)))

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1447
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #9 : Декабря 22, 2010, 02:16:38 am »
А мне надо всерьёз подумать о покраске дисков.
Было бы весьма неплохо получать готовый к употреблению продукт ;)

Оффлайн Valeriy

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 650
  • Откуда: Нижневартовск
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #10 : Декабря 22, 2010, 07:49:46 am »
Хотел спросить не отпугивая клиентов - почему машина по снегу, по которому серийные Нива, УАЗ проидут без проблем, идет с такой пробуксовкой, это есть недостаток самодельной жесткой резины, ширина для снега вроде оптимальная, или не мучиться и ставить самоблоки, вездеход все таки????????

Оффлайн DIV

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1961
  • тел. 8-917-232-26-63 ; скайп eddixis
  • Откуда: Казань
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #11 : Декабря 22, 2010, 10:51:58 am »
Что касается резины, то она заводская - Арктиктранс. Мне кажется, что по такому снегу нужна бОльшая скорость, т.к немного не хватает инерции. Если ту же ниву загнать в сугроб. остановиться, включить пониженную, то , уверен, она просто будет стоять, буксовать и закапываться. На повышенной же она смело идет по снегу именно за счет инерции.

Оффлайн Valeriy

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 650
  • Откуда: Нижневартовск
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #12 : Декабря 22, 2010, 11:35:58 am »
Инерция в лесу великая сила!!! Обещаю погонять свой шестиколесник вместе с нивой по снегу как только потеплеет хотя бы до -20, да и снега у нас пока маловато, в прошедшие выходные покатался на ней по целине, снег брюхом уже гладит но не садится (на пониженной с пробуксовкой). попробую посадить ниву и вытащить ее вездеходом(результата пока не знаю) - это я к теории передвижения по снегу!!!

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1447
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #13 : Декабря 22, 2010, 12:33:47 pm »
Хотел спросить не отпугивая клиентов - почему машина по снегу, по которому серийные Нива, УАЗ проидут без проблем, идет с такой пробуксовкой, это есть недостаток самодельной жесткой резины, ширина для снега вроде оптимальная, или не мучиться и ставить самоблоки, вездеход все таки????????
В данном случае ни Нива, ни Уазик не поехали бы: на первом видеоролике вездеход идёт по краю пруда, а во втором прямо по пруду. У нас они пока ещё не совсем замёрзшие и вода проступает. Вышеназванные машины просто провалились бы.
Но в целом справедливо: по снегу такой глубины и плотности серийные АПП пойдут в разы быстрее. Они тупо своей массой продавливают снег до земли и едут по ней, пока хватает дорожного просвета. Например, у моего знакомого есть Зил-131 на арочной резине и с турбодизелем от комбайна. С таким движком по полуметровому снегу он легко обгоняет Буран. Но это вовсе не значит что он снегоход и тем более вездеход :)))

Т.е. на Зелике для данного способа движения по снегу не хватает ни массы, ни мощности двигателя.

Вторая причина - это резина. Арктиктранс 1150*370 совершенно не приспособлен для движения по снегу: у него частый, грубый протектор и очень мягкая боковина. Стоит её подспустить, как начитается подлом боковины и в таком режиме этим покрышкам придёт быстрая хана. Поэтому на Зелике она перекачана, что не может не сказываться на результате.
Для движения по снегу нужна как можно более мягкая безкамерная резина. Не даром Трэкол считаются (да так оно и есть) одними из лучших шин для зимних условий.

Не думаю, что установка блокировок кардинально изменила бы ситуацию. Вот установка Трэколов - да. Но и в этом случае быстрого снегохода не получилось бы - мала мощность двигателя.

Зимой даже Трому 8 приходится гусянки ставить. Что уж о наших слабых машинках с мелкими колёсами говорить :)

Но это всё касается зимы. Как сойдёт снег - вездеход окажется в своей стихии и покажет себя во всей красе.  :cool:

Опять же пример. Нет, к сожалению видео, где я прошлой весной подвозил охотников до заимки. Первый рейс делал на Крепыше и оставил за собой полуметровую колею (это на арочной резине-то!) Второй рейс практически с тем же грузом (я, 4 охотника и поклажа) проделал на Бродяге с резиной Бел-79. Позади вездехода только вмятины от шашек покрышки оставались - у охотников был шок :)))


Оффлайн Valeriy

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 650
  • Откуда: Нижневартовск
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #14 : Декабря 22, 2010, 14:04:56 pm »
Вечером попробую создать отдельную тему, если Вы не обгоните...Эту переписку читают не только корифеи вездеходостроения, но и те, кто хочет начать строить свой первый вездеход. Слишком много "но" - почему Кировец не залезет в мокрую глиняную гору, на которую ЗИЛ 157 поднимается легко...

Оффлайн макса

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1109
  • Имя: Макс
  • Откуда: Москва
Re: Вездеход-переломка "Зелик", 4*4
« Ответ #15 : Декабря 26, 2010, 23:10:04 pm »
вот это было бы интерестно!!

 

Вездеход Jupiter с двухцилиндровым двигателем Lifan

Автор Юрьевич

Ответов: 241
Просмотров: 84549
Последний ответ Января 25, 2019, 12:02:05 pm
от didulya
Вездеход Хантаса 4х4 ломающаяся рама

Автор хантас

Ответов: 481
Просмотров: 178009
Последний ответ Июля 03, 2014, 20:37:02 pm
от хантас
Полноприводный вездеход Иваныча

Автор admin

Ответов: 4
Просмотров: 19316
Последний ответ Января 02, 2009, 08:50:57 am
от admin
Вездеход на базе мотоблока

Автор Сергей

Ответов: 28
Просмотров: 71737
Последний ответ Декабря 07, 2012, 02:32:31 am
от Asterix
Вездеход Konga 4x4 ломайка

Автор Konga

Ответов: 20
Просмотров: 14077
Последний ответ Сентября 22, 2010, 23:17:43 pm
от Konga